История Храма

Из книги «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Архимандрит Макарий (Миролюбов) ч.1

Церковь Воскресения Христова на Красном Поле в упраздненном монастыре.
Воскресенский мужской монастырь находился близ Великого Новгорода на Торговой стороне, к востоку от Плотницкого конца невдалеке от Христо-Рождественского монастыря, что у Скудельни и еще ближе к упраздненной монастырской Спасской церкви.

Поскольку место это находилось за Земляным Валом, называлось полем, а по красивому своему положению издревле именуется Красным Полем. В первый раз о церкви Воскресенской и Воскресенском монастыре на Красном поле упоминается в 1415 году.

- «В лето 6923 (1415) августа в одиннадцатый день свещена бысть церкви деревяннная святое Воскресение Господне на Красной горке у Плотницкого Конца и монстырь устроиша».

А в Новгородской III летописи, под тем же 1415 годом сказано:

- «Того же лета, поставиша церковь древяну Святое Воскресение Христово на Красном Поле у горки у Плотинского Конца и монастырь устроиша при Архиепископе Симеоне Великого Новаграда и Пскова и бысть Христианом прибежище и ангелом радость: а каменную церковь поставиша Воскресение Христово в том же монастыре в лето 6926 (1418)».

В 1615 году Воскресенский монастырь на поле существовал с двумя церквями каменными, настоящею и трапезою. Об его существовании можно заключить по 1643 и 1672 годам по надписям на чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери и медном блюде, находящихся в церкви. В 1690 году 12 июня монастырь Воскресенский приписан к Новгородскому архиерейскому дому а в XVIII столетии упразднен и обращен в кладбищенскую церковь, известную ныне под именем Тихвинской на Красном поле. В 1810 году она возобновлена тщанием и усердием Новгородского купца Петра Куделина.

Нынешняя церковь Воскресения Христова двуэтажная, в виде продолговатого четвероугольника с пределом внизу под сводами во имя преподобных Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия и с колокольнею, построенною в 1844 году над папертью с западной стороны.

По постойке она не принадлежит к древним церковным зданиям, потому что строена из кирпича и без полукружий, обыкновенно выдающихся на восток. Впрочем, толщина стен и устроенные внизу и вверху четвероугольные столбы указывают на постройку церкви по крайней мере в 17 веке.

Икона Пресвятой Богородицы Тихвинская — воинственная заступница и хранительница Северной части России. Она не раз защищала свою обитель со своим небесным воинством от врагов и обращала их в бегство. К ее Образу обращались за помощью в решении важных государственных вопросов и приклоняли колено династии Романовых и Рюриковичей, она имеет особую благодать в молитве за детей. Здесь на намоленном веками месте по вере и молитве происходят чудеса и исцеление от тяжких болезней, помощь в житейских обстоятельствах.

По сведениям жителей Великого Новгорода известно, что здесь до крещения Руси стоял погост и было языческое капище, а после крещения Руси при княжении князя Александра Невского был княжеский военный лазарет, где лечились от ран воины княжеской дружины. Также известно, что здесь лечились воины после Куликовской битвы и согласно летописям впоследствии здесь был основан мужской монастырь.

При церкви - древнее Тихвинское кладбище, где хоронили монахов, священнослужителей, воинов, именитых мирян, среди которых:
Протоиерей Никольского Собора — Александр Павлович Семеновский, скончавшийся 30 июля 1909 года — 73-х лет, Протоиерей Знаменского Собора — Павел Петрович Осиновский, скончавшийся в 1924 году, Иоанн Мудролюбов, священники Финиковы, архиереи, архимандриты, монахи и многие другие, посвятившие свою жизнь в служении Богу и своему народу. В годы репрессий на кладбище хоронили новомучеников и исповедников российских.

На кладбище похоронены более 2000 красноармейцев, так как именно здесь во времена Великой отечественной Войны проходила линия обороны и когда прищли фашисты, они расстреляли 350 раненых красноармейцев находившихся в церкви, которая вновь стала лазаретом. Они похоронены местными жителями в братской могиле и наш долг найти ее и перезахоронить останки.

Известно, что для Русского человека, на земле есть 2 святых места: Церковь — Дом Божий и кладбище, где покоятся наши предки, которые у Господа все живы и молятся за нас живых. Во все времена русский народ знал, что великий грех осквернять Святые Места. К сожалению, все мраморные плиты и кресты с могил на сегодня утрачены.

Последний настоятель Храма Николай Александрович Семеновский

В архивных фондах 480 - Новгородская духовная консистория, 481 - Новгородский Епархиальный Совет и др. имеются сведения о последнем Священнике Храма Николае Александровиче Семеновском.

Священник Николай Александрович Семеновский родился 10 февраля (по старому стилю) 1872 года. Сын протоиререя Никольского Собора города Новгорода.

В 1896 году окончил Новгородскую духовную семинарию по второму разряду.
С 1896 по 1898 годы учитель церковно-приходской школы при Хутынском монастыре.
24 марта 1898 года — священник церкви Святителя Николая в селе Сутоки, Новгородского уезда.
23 мая 1898 года — учитель Сутокской Земской школы.
17 марта 1902 года награжден набедренником.
В 1904 году преподано архипастырское благословение Высокопреосвященным Гурием, архиепископом Новгородским и Старорусским за труды по проповеданию Слова Божия.
26 августа 1906 года выражено одобрение Высокопреосвященным Фиогностом, Архиепископом Новгородским и Старорусским за ревизию церковных документов.
С 1906 года утвержден в должности депутата по гражданским делам третьего Новгородского округа.
12 апреля 1907 года — награжден скуфиею.
6 августа 1909 года перемещен к Никольскому Собору на Ярославовом дворище города Новгорода.
12 июня 1911 года — Член комиссии по проверке приходо-расходных книг Новгородской Епархии.
С 23 октября 1909 по 1912 годы — законоучитель Воскресной школы при Иоанно-Предтеченском обществе трезвости.
С 1 сентября 1911 года — законоучитель 5-го приходского училища.
27 октября 1911 года — назначен в комиссию по приведению в порядок архива Новгородской духовной консистории.
С 1912-1913 годы — Член и делопроизводитель Новгородского отделения Епархиального училищного Совета
6 мая 1913 года — награжден камелавкой.
С ноября 1914 года — исполнял обязанности священника в лазарете Земства для раненых воинов.
С 29 февраля 1916 года — священник церкви Спаса-Преображения на Ильине улице в городе Новгороде. Церковь закрыта в декабре 1931 года.
20 января 1923 года — уволен на покой.
18 июня 1931 года был осужден к 10 годам лагерей.

Освобожден досрочно 6 января 1933 года, вновь арестован и осужден к 3 годам лагерей 23 февраля 1934 года и отправлен в Дальлаг. После отбывания срока в лагере проживал в семье верующих Новгородцев как детский воспитатель, так как ему запретили служить в Храмах. 

В 1940-м году с риском для жизни провел в Храме на Красном Поле последнюю Пасхальную службу с Крестным ходом. После Храм был закрыт, а лазарет, где проживали инвалиды упразднен. С великой скорбью и слезами Новгородцы расставались со своей святыней.

За полгода до Великой Отечественной Войны Отец Николай мирно отошел ко Господу. Похоронили отца Николая на Тихвинском кладбище справа в углу в 7 метрах от алтарной стены, рядом с ним похоронены его жена и двое детей.
Жена: Александра Ивановна,1880 года рождения.
Дети: Александр — 1899 года рождения, Николай - 1900 года рождения, Тамара — 1906, Нина — 1907, Антоний — 1910 и Анна — 1913.